Василий Верещагин: художник, воин, путешественник

Дарья Пушко.

С 20 апреля по 24 июля 2017 года в Русском музее в Санкт-Петербурге проходит выставка работ Василия Васильевича Верещагина (1842 – 1904) – художника, который стоит особняком в русском искусстве XIX века. Крамской отзывался о нём как о человеке «новейшей геологической формации», который не нуждается в других людях. Так и было на самом деле: Верещагин не был членом Общества художников-передвижников и вообще не любил групповых выставок. Напротив, предпочитал организовывать персональные выставки, которые проводил не только в России, но и за рубежом: как в Европе, так и в США, где они пользовались большим успехом.

Каждая выставка превращалась художником в настоящую «акцию», выражаясь современным языком искусства. Живописные полотна и графические работы Верещагин сопровождал музыкой и этнографическим материалом: костюмами, украшениями, предметами быта – привезёнными из восточных стран. Нужно отметить, что живописец очень много путешествовал, в особенности его привлекали Восток: Кавказ, Средняя Азия, Япония, Индия, Китай.

Фрагмент экспозиции.jpgФрагмент экпозиции 2.jpg

На выставке в Русском музее также представлены предметы, характеризующие место и эпоху, запечатлённые на полотнах Верещагина. В самом первом зале, например, выставлены двери мечети Мусульман-Кул, изображённые на картине «У дверей мечети».

Двери мечети.jpgУ дверей мечети.jpg

Свою миссию Василий Верещагин видел в том, чтобы отправляться в «горячие точки» и создавать картины на актуальные темы, подобно журналисту или корреспонденту. Поскольку это были чаще всего военные события, то Верещагина приятно называть художником-баталистом, хотя его талант, безусловно, гораздо шире: он писал полотна, посвящённые историческим событиям и этнографическим наблюдениям, пейзажи и портреты. Как уже было сказано, интерес Верещагина особо привлекала культура Востока, поэтому его работы представляют собой пример редкого для русского искусства ориенталистского направления.

«Факультатив» предлагает своим читателям вместе с Верещагиным отправиться в путь по тем странам, где он побывал, а совершить это виртуальное путешествие нам помогут 12 избранных картин с его выставки в Русском музее.

ТУРКЕСТАН. Туркестанская серия

Победа. После удачи.jpgПосле неудачи.jpg

Верещагин предпочитал писать картины сериями, чтобы наиболее полно и разносторонне отразить события того или иного региона. Одной из самых ярких и масштабных стала серия, сделанная им по впечатлениям от путешествий в Туркестан (Средняя Азия) в 1867 – 1870 гг. В этом путешествии художник сам принял участие в военных действиях, и даже был награждён орденом Святого Георгия за оборону Самарканда. 

Небольшие полотна «После удачи» и «После неудачи» отражают впечатление Верещагина от войны, впервые развернувшейся прямо перед его глазами: «Я никогда не видел поля битвы, и сердце мое облилось кровью». Их композиции чётки и просты, ясно выражают идею автора. Художнику удалось показать хладнокровие, с которым относятся обе стороны воюющих к гибели, ставшей в ходе войны привычным делом.

БАЛКАНЫ. Балканская серия

Шипка-Шейново.png

Ещё одно событие, в котором Верещагин принял непосредственное участие, была русско-турецкая война, развернувшаяся на Балканах в 1877 – 1878 гг. Картина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», посвящённая решающей победе русских войск над армией Османской империи, как нельзя лучше отражает новаторское отношение художника к батальной теме: на первый план выдвинуты не торжествующие военные и генерал, а убитые – жертвы войны, которых с безжалостной правдивостью показывает живописец. Именно объективное отражение событий, без героизации и романтизации военных действий – вот главная задача Верещагина как художника.

ИНДИЯ

Тадж-Махал.jpg

В Индию Верещагин приезжал дважды и провёл там несколько лет, совершая поездки в Тибет. Безусловно, художника не мог не впечатлить вид жемчужины индийской архитектуры – мавзолея Тадж-Махал в Агре, выстроенного султаном Шах-Джаханом для своей супруги Мумтаз-Махал. Это великолепное здание живописец изображал несколько раз с различных ракурсов. Особенно ему хотелось подчеркнуть белизну Тадж-Махала, эффектно выделяющуюся на фоне яркого южного неба.

КАВКАЗ. ГИМАЛАИ. АЛТАУ

Эльбрус.jpgВ горах Алтау.jpgГималаи вечером.jpg

В горных этюдах ярко раскрылся талант Верещагина-пейзажиста. Необычным для пейзажа является вертикальный формат, который чаще всего использует художник, вероятно, чтобы подчеркнуть устремлённость ввысь горных хребтов и вершин. Верещагин, выбирая мотивы величавых гор и высокого неба, предвосхитил то, что будет потом волновать другого русского художника – Николая Рериха. 

КРЫМ

Близ Георгиевского монастыря. Крым.jpg

В Крым Василий Верещагин отправился летом 1899 года, на пару месяцев, с женой и двумя детьми, где они сняли небольшой домик на террасе каменного склона в окружении кипарисов и кустов роз, располагавшегося неподалёку от Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря. Много времени художник проводил у моря, отыскивая места для этюдов. Однажды, во время такой прогулки, Верещагину встретился священник Георгий Гапон (впоследствии известный политический деятель), между ними завязалась беседа, которую Гапон запечатлел в своём дневнике. Образ священника в рясе, вдумчиво взирающего на море, вдохновил Верещагина на создание этюда. Ощущение одиночество человека усиливается спокойным невозмутимым состоянием природы, предзакатными розово-лиловыми красками.

ЯПОНИЯ. Японская серия

Японка.jpgПрогулка.jpgЯпонский нищий.jpg

В 1903 – 1904 гг. Верещагин едет в Японию. Там он создаёт «Японский цикл», особенный тем, что рамы для картин продумывал сам художник, и они составляют единой целое с живописными полотнами. Основным мотивом орнамента являются цветы пионов, которые перемежаются с изображениями львицы фо с детёнышами (лев-фо – охранитель храмов от злых духов). Вдохновением для Верещагина послужил декор зданий комплекса Тосёгу в Никко. Полихромное покрытие деревянных рам сочетается с цветовым строем картин и гармонично их дополняет.

Столица. Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца _Петропавловск_ в 1904 году.jpg

К сожалению, Японии было суждено стать последней страной, где побывал Верещагин. Во время пребывания там художника началась русско-японская война 1904 – 1905 гг., в которой он решил принять участие. 13 апреля 1904 года Василий Верещагин, вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, погиб при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Будучи вечным странником и художником, запечатлевавшим войну всю свою жизнь, Верещагин погиб во время военных действий за пределами своей родины, на Востоке, который он досконально изучил и запечатлел на своих полотнах.

Тильгнер. Бюст Верещагина.jpg