Пикассо и Хохлова: живопись и балет
История отношений двух творческих людей: художника Пабло Пикассо и его возлюбленной балерины Ольги Хохловой – это ещё и история о взаимодействии двух видов искусства – живописи и балета.
Впервые Пикассо довелось соприкоснуться в своём творчестве с балетной темой, когда Сергей Дягилев пригласил его оформить декорации и костюмы для спектакля «Парад» (1917) в постановке Русского балета в Париже. «Парад» вызвал скандал во время своего первого представления, в частности, публику привели в ярость авангардные кубистические костюмы, созданные по эскизам Пикассо, и их контраст с фигуративным классицистическим занавесом.
Пабло Пикассо. Костюм "Американского управителя" и занавес к балету "Парад" (1917)
Но, как это случается довольно часто, балет вошёл в историю: как благодаря партитуре Эрика Сати, повлиявшей впоследствии на всю мировую музыку и на Игоря Стравинского, в частности, так и благодаря высказыванию поэта Гийома Аполлинера, назвавшего спектакль «своего рода сюрреализмом» – это было первое употребление термина, обозначившего впоследствии целое художественное течение начала XX века.
Фрагмент из спектакля "Пикассо и танец" в исполнении артистов театра Europa Danse
Впоследствии, в течение десятилетия (1917 – 1927) Пикассо оформил ещё пять постановок Русского балета («Треуголка», «Пульчинелла», «Квадро Фламенко», «Голубой экспресс» и «Меркурий»), однако именно «Парад» стал для художника судьбоносным: во время его постановки он познакомился со своей будущей женой, балериной Ольгой Хохловой. На одной из своих первых фотографий пара изображена как раз на фоне афиши к балету «Парад», сделанной Пикассо. На ней мы можем видеть элегантную, грациозную Хохлову, которая привлекла Пикассо именно своей сдержанностью и аристократичностью. Русской балерина удалось пленить сердце испанского художника, и уже через год после знакомства они поженились.
Хохлова стала Музой Пикассо, он создал множество её портретов, и именно благодаря Ольге тема балета проникла в его графику. После знакомства Пикассо с Хохловой и не без её влияния, в творчестве художника начался период классицизма (1917 – 1925). Ольге хотелось, чтобы она «узнавала себя» на полотнах супруга, поэтому все её портреты были написаны в фигуративной, реалистичной манере.
Пабло Пикассо "Семь танцовщиц" (1919; Ольга Хохлова на переднем плане, лежит); Пабло Пикассо "Три танцовщицы" (1919)
Для нас же их союз остался запечатлённым на фотоснимках и в творчестве гениального художника с бешеным темпераментом и творческим зарядом.Фотографии с сайта picassolive.ru