Пикассо и Хохлова: живопись и балет

 Дарья Пушко

      История отношений двух творческих людей: художника Пабло Пикассо и его возлюбленной балерины Ольги Хохловой – это ещё и история о взаимодействии двух видов искусства – живописи и балета.

      Впервые Пикассо довелось соприкоснуться в своём творчестве с балетной темой, когда Сергей Дягилев пригласил его оформить декорации и костюмы для спектакля «Парад» (1917) в постановке Русского балета в Париже. «Парад» вызвал скандал во время своего первого представления, в частности, публику привели в ярость авангардные кубистические костюмы, созданные по эскизам Пикассо, и их контраст с фигуративным классицистическим занавесом.

Персонаж американского управителя Парад.jpgПабло Пикассо. Занавес к балету Парад. 1917.jpg

Пабло Пикассо. Костюм "Американского управителя" и занавес к балету "Парад" (1917)

      Но, как это случается довольно часто, балет вошёл в историю: как благодаря партитуре Эрика Сати, повлиявшей впоследствии на всю мировую музыку и на Игоря Стравинского, в частности, так и благодаря высказыванию поэта Гийома Аполлинера, назвавшего спектакль «своего рода сюрреализмом» – это было первое употребление термина, обозначившего впоследствии целое художественное течение начала XX века.

Фрагмент из спектакля "Пикассо и танец" в исполнении артистов театра Europa Danse

      Впоследствии, в течение десятилетия (1917 – 1927) Пикассо оформил ещё пять постановок Русского балета («Треуголка», «Пульчинелла», «Квадро Фламенко», «Голубой экспресс» и «Меркурий»), однако именно «Парад» стал для художника судьбоносным: во время его постановки он познакомился со своей будущей женой, балериной Ольгой Хохловой. На одной из своих первых фотографий пара изображена как раз на фоне афиши к балету «Парад», сделанной Пикассо. На ней мы можем видеть элегантную, грациозную Хохлову, которая привлекла Пикассо именно своей сдержанностью и аристократичностью. Русской балерина удалось пленить сердце испанского художника, и уже через год после знакомства они поженились.

Пикассо и Хохлова 1917.jpg

      Хохлова стала Музой Пикассо, он создал множество её портретов, и именно благодаря Ольге тема балета проникла в его графику. После знакомства Пикассо с Хохловой и не без её влияния, в творчестве художника начался период классицизма (1917 – 1925). Ольге хотелось, чтобы она «узнавала себя» на полотнах супруга, поэтому все её портреты были написаны в фигуративной, реалистичной манере.

Ольга Хохлова в кресле. фото. 1917.jpgПортрет Ольги в кресле_1917.jpg
      Вскоре Хохлова родила Пикассо сына – Пауло – однако семейное счастье их длилось не вечно: спустя 17 лет совместной жизни они расстались, однако состояли в официальном браке до самой смерти балерины в 1955 году. Пикассо надоел респектабельный образ жизни, который они вели с Ольгой, это не было свойственно его натуре, характеру и творческим устремлениям. Для Хохловой разрыв с первым и единственным мужем стал трагичным, она его очень тяжело переживала и рано скончалась от рака – в возрасте 64 лет, парализованная после инсульта.
семь танцовщиц_1919.jpgтри танцовщицы_1919.jpg

Пабло Пикассо "Семь танцовщиц" (1919; Ольга Хохлова на переднем плане, лежит); Пабло Пикассо "Три танцовщицы" (1919)

      Для нас же их союз остался запечатлённым на фотоснимках и в творчестве гениального художника с бешеным темпераментом и творческим зарядом.

Фотографии с сайта picassolive.ru