Арт-рынок: галереи

Дарья Пушко

Что такое галерея в нашем понимании? Есть Третьяковская галерея в Москве, вспоминаем мы, Галерея Тейт в Лондоне, Национальная галерея в Вашингтоне. И в то же время есть галереи “Gagosian” по всему миру, галерея «Риджина» в Москве, галерея “Pace” в Нью-Йорке.

Первые перечисленные галереи – это некоммерческие институции, которые занимаются хранением, экспонированием и изучением предметов искусства, но ни в коем случае не их продажей. Последние же – наоборот, нацелены именно на продажу, так называемые «коммерческие галер еи» и эта статья посвящена именно такому типу галерей.
Первые галереи появились вместе с первыми арт-дилерами в XIX в. Возникла совершенно новая система отношений на арт-рынке: дилер стал посредником между покупателем и художником и одновременно покровителем последнего. Одним из первых знаменитых коллекционеров-дилеров стал Поль Дюран-Рюэль, который первым по достоинству оценил работы художников-импрессионистов и некоторых из них буквально спас от нищеты. 

Подобная схема оказалась очень продуктивной и сохраняется до сих пор: галерист (дилер) заключает с художником договор, по которому ему оказывается финансовая поддержка, галерея проводит его выставки, находит покупателей и взамен берёт определённый процент от дохода с реализации работ. Преимущество сотрудничества с галереей для художника состоит в том, что она даёт ему возможность развиваться и берёт на себя все организационные и финансовые хлопоты. Однако есть и негласные обязательства: подразумевается, что художник будет показывать галерее все свои новые работы и не будет заниматься их продажей самостоятельно, в обход галереи. Также хорошим тоном для художника служит упоминание о галерее как о своём партнёре в интервью, общении с потенциальными покупателями и публикой, а также поддержка других художников, с которыми сотрудничает эта галерея.

Коллекционер, посетив галерею, может познакомиться с творчеством художника в его развитии, увидеть работы разных лет, потому что, как правило, сотрудничество галереи и художника довольно продолжительно. Для публики безусловный плюс галереи – это возможность увидеть актуальное искусство, встретиться и пообщаться с современными художниками. Особенно это касается открытий выставок, которые иногда превращаются в светские мероприятия и даже закрытые вечеринки для VIP-гостей.

Галереи современного искусства в XXI веке

Самые крупные и известные галереи находятся в мировых арт-столицах – Лондоне (“White Cube”, “Serpentine Gallery”, “The Saatchi Gallery”, – последняя не так давно превратилась из коммерческой в некоммерческую институцию, став музеем актуального искусства) и Нью-Йорке (“David Zwirner”, “Pace”, “Gladstone Gallery”). Настоящим «арт-гигантом» среди галерей считается “Gagosian” – сеть выставочных пространств по всему миру (помимо Лондона и Нью-Йорка имеет филиалы в Париже, Гонконге, Риме, Афинах, Сан-Франциско), основатель которой – «арт-дилер №1» Ларри Гагосян. Он представляет собой тип так называемого «коммерческого» галериста, который делает ставки на самых популярных и продаваемых художников и на самых богатых коллекционеров.

В противоположность этому типу существуют галеристы, которые, не отрицая коммерческой направленности своей деятельности, всё же стараются тратить свои силы и средства на то, чтобы открывать новые имена, поддерживать локальных художников и выводить их постепенно на международный уровень. Доходы этих двух типов галеристов несопоставимы: в то время как первые распоряжаются сотнями миллионов долларов, другие зачастую могут находиться в затруднительном положении из-за низких продаж, так как продвигают «нераскрученных» художников.

Галерейное дело в России

Первые галереи в России стали открываться в конце 1980-х – начале 1990-х гг., тогда же стал формироваться современный восточноевропейский арт-рынок, который до сих пор значительно отстаёт от западного. Среди первых российских галерей были «М’АРС», «Галерея Марата Гельмана», «Галерея «Риджина», «Айдан галерея» и др. Некоторые из них закрылись, некоторые продолжают существовать до сих пор. Часть галерей объединилась в центре современного искусства «Винзавод» – крупнейшем арт-кластере России. Открываются и новые галереи: “Gary Tatintsian Gallery”, «Галерея POP/OFF/ART», «Галерея актуального искусства RuArts», Галерея «Триумф» и др.

Галерейное дело в Беларуси

В Беларуси ситуация несколько сложнее: современный арт-рынок отстаёт по многим параметрам не только от Запада, но и от России. Первые галереи современного типа стали появляться лишь в течение последних 5 –10 лет.

      Галереи Минска можно поделить на три вида:

  1. Художественные галереи музейного типа, которые занимаются хранением, экспонированием и изучением произведений классического и современного искусства, имеют свою постоянную коллекцию, а также проводят временные выставки (Галерея Михаила Савицкого, Галерея Леонида Щемелёва, «Арт-Беларусь»).
  2. Коммерческие художественные галереи, которые занимаются продажей произведений искусства современных авторов, но делают это по консервативной модели («Галерэя мастацтва», «Беларт»).
  3. Коммерческие галереи искусства современного типа, которые работают по западной модели сотрудничества дилера и художника: не просто выставляют на продажу предметы искусства, но проводят персональные выставки художников, помогают им обрести своих коллекционеров и поклонников, формируют современное арт-пространство вокруг себя («Галерея ДК», «A&V арт-галерея», «Артпорт», «Артплац»).

Есть галереи, которые не вписываются в строгую типизацию, такие как «Дом картин» или «Галерея Ў».

Одной из первых галерей современного типа стала «Галерея ДК», основанная в 2014 году. «Галерея ДК» — арт-пространство с выставками классического и современного искусства. Она следует традициям современных европейских выставочных площадок, которые изучают взаимоотношения классики, её интерпретаций и нового арта. Кроме этого, галерея работает над международными проектами и всегда готова представить Беларусь на арт-площадках Европы.

Мы поговорили с основательницей и директором «Галереи ДК» Екатериной Давыдовой в формате «10 вопросов к галеристу».

    

10 вопросов к галеристу Екатерине Давыдовой:

– Екатерина, что вдохновило вас на открытие галереи?
– Я закончила Белорусскую государственную академию музыки по классу фортепиано, а через год получила степень магистра искусствоведения, что и явилось первой ступенькой к моей мечте. Искусство сопровождает меня с самых юных лет. В трёхлетнем возрасте, впервые сев за рояль, я развернулась на сто восемьдесят градусов, так как картины, висевшие за моей спиной, на тот момент заинтересовали меня больше. Мне всегда хотелось иметь «красивый» бизнес. И, дабы далеко не отклоняться от курса просвещения и продвижения искусства, родилась идея создания художественной галереи.

– Расскажите немного о вашей выставочной программе. На что вы ориентируетесь при выборе художников?
– Мы с самого создания не ставили перед собой задачу сужения круга художников до самых «модных». У нас другие цели. Мы рады сотрудничеству со всеми. И нашим естественным фильтром является тонкий вкус, профессиональное чутье и, безусловно, бизнес расчет. Мне, как галеристу, всегда приятно открывать новые имена и осознавать то, что наша страна богата на таланты.

– Кто занимается организацией выставок в вашей галерее?
– Все выставки в галерее проходят под моим руководством, а в их организации мне помогает куратор Александра Добродеева.

– Что нужно сделать, чтобы провести выставку?
– Алгоритм, с одной стороны, очень простой, с другой – очень сложный! (смеется). Галереей, организованно более двадцати выставок, в том числе международных. Всегда возникают непредвиденные вопросы. Столкновение интересов, мнений и взглядов на жизнь двух сторон – художника и галериста. Организация выставки включает в себя очень много аспектов, начиная с концепции, даты проведения, списка гостей и заканчивая оформлением залов. А работа с художниками вносит легкую ноту безумия во весь этот процесс.

– Кто ваша публика? Какие у неё вкусы, пристрастия?
– В галерею идет не обыватель, а человек с хорошим вкусом и определенными знаниями. Он уже знает, чего хочет. В первую очередь, картины представляются обществу как объекты наслаждения. Люди приходят в галерею изучать предметы искусства и иметь возможность приобрести понравившуюся работу. Кроме того, пространство Галереи позволяет организовывать не только выставки, но также разнообразные культурные проекты и презентации. Галереи сейчас становятся местом встреч, формирования субкультуры, прослойки общества, которую можно сравнить с закрытым клубом для избранных.

– Что для вас самое трудное в работе галериста? 
– Найти хорошего художника, придумать концепцию выставки – в итоге получить достойный проект.

– А самое приятное?
– Купаться в лучах славы, пожинать лавры! Ну и подсчитывать прибыль конечно! (смеется)

– Что, на ваш взгляд, делает галерею по-настоящему успешной?
– Галереи, к счастью, уже давно ушли от концепции выставочной площадки, где в тишине можно посмотреть на картины и ценники под ними. Галерея ДК – это место с индивидуальной атмосферой, где можно пообщаться как с искусствоведами, так и с художниками. Приобрести картину или заказать постер понравившегося шедевра. Выпить чашечку кофе, послушать музыку и посмотреть фильм.

– Планируете ли вы выйти на международный арт-рынок?
– Для «Галереи ДК» это не новая практика. В рамках сотрудничества мы организовали международную выставку «May.by – Майскiя сустрэчы з Беларуссю» в Будапеште, принимали участие в ярмарках искусства ArtVilnius’15 и ArtVilnius’16 в Вильнюсе, а также в самом успешном балтийском проекте ART RIGA 2016. Совместным проектом с Посольством Турецкой Республики стала выставка турецкого фотографа Мустафы Дедеоглу «Вневременной город Стамбул и лица».

– Следите ли вы за другими галереями в Беларуси и мире? Кого из галеристов можете назвать, чья работа вас вдохновляет?
– Безусловно слежу, ведь это неотъемлемая часть моей профессии. Вдохновляюсь «героями нашего времени» Маратом Гельманом и Дарьей Жуковой.

В заключение хочется отметить, что современная галерея – это новый способ интересно провести время: увидеть актуальное искусство; приобрести работу, которая станет не только материальным, но и духовным вкладом; узнать об искусстве больше на лекции, творческом вечере или воркшопе; обрести новые знакомства и впечатления.