«Саломея» в Большом

      Дарья Пушко

      Грядёт осень, а вместе с ней – долгожданное открытие нового театрального сезона. Предвосхищая премьеру оперы Рихарда Штрауса «Саломея», которой начнётся 86-й сезон в Большом театре Беларуси, «Факультатив» подготовил статью о спектакле и его культурном контексте. В ней мы собрали для вас самые интересные факты о сюжете, персонажах, музыке и самой постановке оперы.

      Кто такая Саломея?

1. Бернардино Луини. Саломея с головой Иоанна Крестителя.jpg      Саломея – это реальное историческое лицо, персонаж из Нового Завета, иудейская царевна, жившая в I в. н.э. Её имя связано в первую очередь с убийством пророка Иоанна Крестителя, крестившего Иисуса Христа. Мать Саломеи – Иродиада – состояла в браке с Иродом Боэтом и в незаконном сожительстве с Иродом Антипой, которые приходились друг другу братьями. Иоанн Креститель публично осуждал Иродиаду за этот грех, чем вызвал ненависть с её стороны. На праздновании дня рождения Ирода Антипы, любовника своей матери, Саломея исполняет свой знаменитый танец семи покрывал, чем вызывает восторг Ирода, который обещает за это исполнить любое её желание. По указанию матери, Саломея требует голову Иоанна Крестителя, которую отсекают у пророка, томящегося в темнице, и приносят на блюде царевне.

      На этом заканчивается одна трагичный библейский эпизод, связанный с Саломеей, но не заканчивается её жизнь. Впоследствии она дважды будет замужем, станет царицей и родит трёх сыновей. Но в историю, искусство и театр Саломея войдёт именно благодаря истории из Нового Завета, которая вдохновит целый ряд художников, писателей и музыкантов.

      Литературный источник

      В основу либретто оперы «Саломея» легла одноимённая драма Оскара Уайльда, написанная на французском языке в 1892 году. Оскар Уайльд – ирландский писатель конца XIX века, времени, которое называют ‘fin de siècle’, или декадансом. Для эпохи рубежа веков были характерны индивидуализм и отказ от общепринятых моральных норм, разнообразные проявления «упадка», пресыщенности жизнью и, напротив, очарования смертью, беззаботностью и фривольностью.

2. Оскар Уайльд (1882).jpg      Одноактная трагедия «Саломея» стала самым скандальным произведением Уайльда. Он не первым обратился к библейской новозаветной легенде об убийстве Иоанна Крестителя царем Иудеи Иродом Антипой. До него это сделали французские авторы Стефан Малларме в поэме «Иродиада» (1867) и Гюстав Флобер в одноимённой повести (1877). По мотивам их произведений французский композитор Жюль Массне написал оперу «Иродиада» (1881).

      Однако для Англии конца XIX века материал, выбранный Уайльдом для пьесы, оказался слишком провокационным – в ту пору существовал законодательный запрет на постановки с библейскими персонажами. Поэтому премьера «Саломеи» состоялась на сцене парижского театра «Творчество» (Théâtre de l'Œuvre) в 1896 году. В то время Уайльд находился в Редингской тюрьме и ему так и не было суждено увидеть собственную пьесу на подмостках – в 1900 году писателя не стало. В Англии первое публичное представление трагедии состоялось лишь 40 лет спустя после того, как пьеса была написана, – 5 октября 1931 года в лондонском театре Савой.

      Скандал вызвало не только обращение к библейским персонажам, но и трактовка их характеров Оскаром Уайльдом: он вольно обошелся с евангельской легендой. Писателя в библейской истории привлекла именно фигура дочери Иродиады, прекрасной Саломеи.  Он переосмыслил евангельский сюжет, наделил Саломею – невинную девицу – любовью к пророку, привнеся тем самым в этот образ напряженный трагизм. Саломея становится у Уайльда главной героиней истории, потому и называет он трагедию её именем.

      Уайльд приспособил сюжет к собственной художественной задаче. Следуя романтикам и своему пониманию искусства, Уайльд эстетизирует и страсть, и смерть. Чувственное влечение иудейской царевны, отроковицы, к христианскому пророку, пленнику Ирода-Антипы, кажется непостижимо-странным, на грани патологии. Болезненность страсти достигает апогея в момент поцелуя, когда Саломея прикасается губами к мёртвым устам Иоанна Крестителя (названного в пьесе Иоканааном).

      «Саломея» в театре

      Пьеса, написанная Оскаром Уайльдом, привлекла и продолжает привлекать внимание многих режиссёров. Первая постановка «Саломеи» состоялась на сцене французского театра «Творчество» в Париже в 1896 году. Однако Уайльду не суждено было увидеть свою пьесу на театральных подмостках – в это время он находился в Редингской тюрьме, а в 1900 году умер.
      В июне 1906 года пьеса прошла закрытым показом в Королевском театре Ковент-Гарден. Однако запрет лорда-камергера действовал почти сорок лет – первое публичное представление трагедии в Англии состоялось 5 октября 1931 года в театре Савой.

3. Танцовщица Мод Аллан в образе Саломеи с головой Иоканаана в одной из ранних постановок пьесы (1)-min.jpg  

      Библейская история в прочтении Оскара Уайльда, в свою очередь, породила несколько произведений, самым значительным из которых остаётся одноимённая опера Рихарда Штрауса. В опере внимание зрителя перенесено с Ирода на Саломею. Антуан Марриотт написал свою оперу «Salomé» (1905) раньше Штрауса, но представлена публике она была чуть позже, на её долю выпал значительно меньший успех. В начале 1990-х годов композитор Максим Дунаевский написал рок-оперу «Саломея, царевна иудейская».

      На русский язык пьеса Уайльда была переведена Константином Бальмонтом. Постановка «Саломеи» в царской России была запрещена по тем же причинам, что и в Англии – нельзя было выводить на сцену библейских персонажей. Однако пьеса попала на сцену в обработке баронессы А. И. Радошевской под названием «Пляска семи покрывал» в 1904 году. Радошевская перенесла действие в Египет времён фараонов и изменила имена действующих лиц. Пьесу играли в петербургском Литературном театре О. В. Некрасовой-Колчинской, и эту постановку можно считать первой по произведениям Оскара Уайльда, осуществлённой в России. Позже с помощью различных ухищрений запрет пытались обойти Гардин, Мейерхольд и Евреинов, но по разным причинам эти постановки не состоялись. Единственное, что удавалось иногда показать публике, – отдельно танец семи покрывал.

      В 1917 году к пьесе одновременно обратились Малый театр и Камерный театр, (художник спектакля – Александра Экстер, режиссёр – Александр Таиров). В настоящее время «Саломея» – один из самых известных спектаклей театра Романа Виктюка. Роман Виктюк вслед за Таировым отказался от историко-бытового воспроизведения сюжета, превратив уайльдовскую «Саломею» в завораживающую притчу о пути художника в мире, где соседствуют любовь и смерть.

      Саломея в живописи

      Образ Саломеи с головой Иоанна Крестителя – один из самых распространённых в европейской живописи начиная с эпохи Возрождения. Среди мастеров Ренессанса, запечатлевших эти сцены, были Джотто, Боттичелли, Дюрер, Тициан.
      Мы выбрали 5 полотен знаменитых художников, на которых запечатлена Саломея. Хотим обратить ваше внимание, что в живописи старых мастеров можно встретить ещё одну героиню, которую связывают с усекновением головы – Юдифь, но это, в отличие от Саломеи, персонаж Ветхого Завета и отсекла она голову полководцу Олоферну, чтобы спасти родной город от вражеского завоевания. Отличить их просто: Саломея всегда держит голову Иоанна Крестителя на серебряном подносе, а Юдифь изображают либо с мечом, отрубающей голову Олоферну, либо держащей или попирающей эту голову.

4. Лукас Кранах Старший. Саломея (около 1530) .jpg
1. На картине Лукаса Кранаха Старшего «Саломея» действие из Иудеи I в. н.э. перенесено в современную художнику действительность.
Главная героин одета по моде XVI века, причём представлена в образе состоятельной дамы с роскошными украшениями и шляпой, а в окне виднеется родной Кранаху немецкий ландшафт. К образу Саломеи художник обращался неоднократно.


Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя (1560).jpg
2. На полотне Тициана Саломея представлена как воплощение роковой женщины и чувственной красоты. Она облачена в платье сложного красного оттенка – символ страсти. Тициан, как и Кранах, «осовременивает» героиню – он представляет её в облике типичной златокудрой фламандки, а не темноволосой иудейки.


Василий Суриков. Саломея (1872)-min.jpg
3. В русской живописи этот сюжет встречается гораздо реже, тем не менее, великий художник Василий Суриков взялся за него и изобразил с исторической достоверностью и психологизмом. На картине показан эпизод, когда Саломея приносит своей матери, Иродиаде, голову Иоанна Крестителя. По выражениям лиц сразу становится очевидным, кто на самом деле желал его смерти: Иродиада с безумно горящими глазами жадно смотрит на голову святого, в то время как Саломея, которая вовсе не выглядит на этой картине роковой красавицей, стоит опечаленная, опустив голову.


Гюстав Моро. Саломея, танцующая перед Иродом (1874-1876)-min.jpg
4. В XIX веке происходит новая волна увлечения сюжетом из жизни Саломеи. Французский художник-символист Гюстав Моро создаёт несколько картин, посвящённых не только героине, но и окружающей её действительности, которая, тем не менее, похожа на фантазию. Саломея исполняет свой знаменитый танец семи покрывал под сводами роскошном дворца, напоминающем византийский или мавританский храм, что, по мнению Моро, и должно было передать неповторимую магию Востока и его притягательной жестокости.


Франц фон Штук. Саломея (1906).jpg
5. В картине немецкого художника эпохи модерна Франца фон Штука Саломея обретает эротический подтекст. Она предстаёт на полотне обнажённой, воплощая идею губительной страсти, блеск её красоты усиливается таинственным сверканием звёзд на небе.

      Саломея в кино

      Саломея стала прототипом образа роковой женщины в кино. Впервые одноименный фильм снял в 1918 году американский режиссёр Гордон Эдвардсон, главную роль сыграла актриса Теда Бара, специализирующаяся на образах роковых красавиц. Копия фильма сгорела во время пожара на студии Fox Film, но известно, что в массовке принимало участие более двух тысяч человек.
      В 1923 году вышел фильм Чарльза Брайанта «Саломея» с участием Аллы Назимовой в главной роли. Рецензия тех лет гласила: «Саломея» Назимовой втрое более эротическая, в чем-то более декадентская и в несколько раз более экзотическая, чем «Саломея» Оскара Уайльда».

9. Рита Хейворт в роли Саломеи в одноимённом фильме (1953).jpg      Следующей известной экранизацией стал фильм 1953 года с участием Риты Хейворт. Созданный ею образ расходится как с библейской историей, так и с эстетикой Уайльда. Гламурная красотка так же далека от настоящей Саломеи, как и типично голливудская история с искусственно вплетённой любовной линией Саломеи и римлянина. Саломея танцует, чтобы освободить Иоанна, а увидев его голову на блюде, приходит в ужас.

      Образ Саломеи фигурирует в фильме Пьера Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» (1964), где образ Саломеи трактован не как роковой женщины, а как совсем юной девушки, Лилианы Кавани «Ночной портье» (1974), Педро Альмодовара «Саломея» (1978). Остаётся привлекательным образ Саломеи и по сей день – в 2013 году Аль Пачино снял свою, современную, версию пьесы, сыграв в нём одну из главных ролей. «Саломея» Аль Пачино вышла в двух версиях: 95-минутный полудокументальным фильм “Wilde Salome” (2011) по мотивам театральной постановки трагедии Оскара Уайльда, где Аль Пачино выступил одновременно в качестве актера, режиссера и автора сценария, и 78-минутной записью самой театральной постановки «Саломея», смонтированной под руководством Аль Пачино в 2013 году. Саму иудейскую царевну сыграла Джессика Честейн.

      Саломея в поэзии

      В 1913 году в парижском Театре Елисейских полей Сергей Дягилев представил премьеру спектакля «Трагедия Саломеи» (музыка Флорана Шмитта, хореография Бориса Романова, сценография Сергея Судейкина). Главную партию исполнила Тамара Карсавина. Балету не было суждено стать лучшим спектаклем дягилевских «Русских сезонов», но зато благодаря ему появилось стихотворение русского поэта Серебряного века Михаила Лозинского, посвящённого Тамаре Карсавине – Саломее:

10. Сергей Судейкин. Эскиз костюм Саломеи для Тамары Карсавиной.jpgЭти очи, любимые мраком,
Зеркала неживой пустоты,
Озари пламенеющим маком,
Смуглым углем твоей красоты!

Я принёс к твоему изголовью,
Опустил возле милой руки
Тёмный кубок, наполненный кровью,
Неколеблемой влагой тоски.

Расплеснут его знойные руки
И сплетутся, как пена волны,
Как густые, пахучие звуки,
При огнях полуночной зурны.

О, пляши для меня, Саломея,
О, пляши для меня, – я устал, –
Всё редеющим облаком вея
Сумасшедших твоих покрывал!

И когда, несказанно бледнея,
Ты замрёшь, как те солнца в пруду,
Красота, моя дочь, Саломея,
Я к коленям твоим припаду.

Предрассветной трубы не услышит,
Кто безмолвье забвенья вкусил.
Будет сумрак, что ввек не колышет
Нескончаемо-бархатных крыл.

      В сборнике, выпущенном в честь Красавиной к вечеру в «Бродячей собаке», поэт Серебряного века Михаил Кузмин записал:

«Вы – Коломбина, Саломея,
Вы каждый раз уже не та».

      Партию Саломеи исполняла и Татьяна Вечеслова. У Анны Ахматовой есть стихотворение «Надпись на портрете» с посвящением Вечесловой (1946):

Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

      Опера «Саломея»

      В 1903 году композитор Рихард Штраус увидел постановку скандально известной пьесы Оскара Уайльда «Саломея» в Берлине, что вдохновило его на написание оперы. Композитор остался под впечатлением от самой библейской истории, завораживающей экзотики Востока, знойной чувственности, остроты драматического конфликта и, конечно, образа главной героини – иудейской принцессы Саломеи. Партитура «Саломеи» написана с большим мастерством: огромный оркестр передает бурные душевные переживания героини.

11.Карикатура на Рихарда Штрауса и его оперу Саломея. Автор - Оскар Гарвенс (1905).jpg
      Премьера «Саломеи» состоялась в Дрездене в 1905 году и произвела настоящую сенсацию, а сама опера стала апофеозом музыкального модерна. «Саломея» – совершенно гениальное произведение, которое, несомненно, относится к числу самых значительных из созданных в наши дни», – так отзывался об опере современник и друг Штрауса, великий композитор и дирижер Густав Малер.

      «Саломея танцует танец семи покрывал» – эту строчку из пьесы Оскара Уайльда Штраус превращает в 9-минутный музыкальный шедевр и одну из кульминаций всей оперы. Так же композитор поступает и с финалом: две страницы текста выливаются в 20-минутный музыкальный вихрь.

      Штраус пользуется сокращенным текстом, но, когда музыкальная схема ему позволяет, он воспроизводит оригинальные стихи без изменений. Благодаря этому и либретто, и музыка хорошо отражают декадентский характер творчества Уайльда, его свободную и болезненную декоративность, в которой Штраусу удается подметить очень актуальные для его эпохи черты – черты жестокой страстности, скрытого чувства ужаса перед лицом мрачных психологических конфликтов. Первое исполнение оперы состоялось 9 декабря 1905 года.

      «Саломея» Зальцбургского Летнего фестиваля–2018

      Спектакль в постановке знаменитого итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи прошёл на сцене Скального манежа (Felsenreitschule) – одной из трёх главных площадок Зальцбургского фестиваля наряду с Домом Моцарта и Большим фестивальным залом. Манеж Фельзенрайтшуле (Felsenreitschule) был создан для Школы верховой езды в конце XVII века, а в ХХ веке его стали использовать в качестве сцены для оперных постановок Зальцбургского Летнего фестиваля – старейшего музыкального фестиваля в мире.

12. Асмик Григорян в главной партии в опере _Саломея_. Зальцбургский Летний фестиваль 2018 (1).jpg  
      Занавес красноречиво подчёркивает «гений места» сцены Фельзенрайтшуле, прорубленной в скалах горы Мёнхсберг – на чёрном полотне высвечивается латинская надпись ««Te saxa loquuntur» («Камни говорят о тебе»). Массив скалы становится главной смысловой доминантой и естественной декорацией всей постановки. Кастеллучи создаёт мрачную минималистическую эстетику, созвучную декадентской тональности спектакля Уайльда, и наполняет оперу знаками и аллегориями: постепенно исчезающие греческие буквы имени Иоанна Предтечи, вороной конь как символ пророка, белое платье Саломеи, перекликающееся с белым молоком, которое льётся прямо на сцену. Всё это придаёт постановке авангардный, артхаусный привкус, который придаёт новизну старому как мир сюжету.

      Главные партии исполнили: Асмик Григорян (Саломея), Джон Дашак (Ирод), Анна-Мария Кьюри (Иродиада), Габор Бретц (Иоканаан). Венским филармоническим оркестром дирижировал Франц Вельзер-Мёст.

      Опера «Саломея»: впервые на белорусской сцене

      На белорусской сцене «Саломея» появится впервые, режиссёром-постановщиком выступит Михаил Панджавидзе. Принципиальное отличие и новшество белорусской постановки оперы «Саломея» состоит в том, что это опера с хореографическим прологом, в основу которого ляжет симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Она была написана в 1896 году под впечатлением от одноимённой книги Фридриха Ницше. Постановкой хореографического пролога, а также Танца семи покрывал занимаются народный артист Беларуси Константин Кузнецов и заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Дятко.


      
      Музыкальная композиция симфонической поэмы Рихарда Штрауса тесно связана с литературным первоисточником: по своему наполнению она близка содержанию соответствующих глав. «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» – философский роман Фридриха Ницше, написанный в 1883–1885 гг. В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек – промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».