Интервью с Верой Прохоровой

Интервью с Верой Прохоровой: о белорусском искусстве и том, как оно живёт в коллекции и в интерьере

Вера Прохорова – дизайнер и эксперт по подбору искусства в интерьер, а также активный коллекционер работ современных белорусских художников.

В рамках выездного занятия курса «Школа коллекционера» куратор Клуба «Факультатив» Дарья Пушко побеседовала с Верой о том, с чего начиналась её коллекция, какие художники в ней представлены, по какому принципу происходит выбор той или иной работы, а также о самом главном правиле подбора искусства в интерьер. 

вера прохорова.jpg

– Вера, что стало импульсом для старта вашей коллекции? С чего всё начиналось?

– На самом деле, началось всё даже не с моей личной коллекции, а с приобретения работ для моей мамы, которая попросила меня и моего брата дарить ей на дни рождения картины. Тогда всё было значительно сложнее, чем сейчас: я ещё не знала, как попадать в мастерские художников. Так искусство стало появляться сначала у моей мамы: работы Александра Вахрамеева, Дмитрия Суриновича, Анны Силивончик. У мамы есть определённое требование к коллекции: ей важно, чтобы там были люди или животные, ей важно присутствие в работе вибрации живого существа.

Какая была моя первая работа, я, честно говоря, и не вспомню. Но одно я знаю точно: со временем моя коллекция приобрела определённое направление. 

Дарья Пушко и Вера Прохорова.jpg

– И что это за направление?

– Мне стало интересно искусство на гендерную тематику, женское искусство, жанр ню. Я очень часто обращаю на это внимание, такие работы вызывают у меня живой интерес и отклик, и поэтому моя коллекция органичным образом обрела свой фокус.

– А какие виды искусства представлены в вашей коллекции: только живопись или есть и другие?

– У меня много графики. Например, работу «Галичанка» я купила на блошином рынке во Львове, она выполнена в технике литографии. В этой гравюре меня тронул женский образ в национальном костюме. Её автор, украинский художник, уже ушёл из жизни, и его семья распродавала работы.

Сейчас гравюра висит в моей гостиной – на стене, где у меня представлена графика. Рядом с ней соседствуют работы Адама Глобуса: одна из них была подарена автором моей дочери Даше, на другой есть надпись «Вера», но изображена не я, а обнажённая модель с таким же именем. Ещё несколько работ Адама я присматриваю для будущих приобретений, поскольку его манера и тема обнажённого женского тела мне очень импонируют.

На той же «графической» стене висят графические работы Татьяны Радзивилко, немецкой художницы Наташи Манн – её моя дочь считает вообще лучшей работой в моей коллекции – графика Фёдора Шурмелёва, напоминающая мне Эгона Шиле, маленькие офорты, купленные в Венеции в том числе как воспоминание о том времени, месте и пережитых эмоциях.

картина 1.jpegкартина 3.jpegкартина 2.jpeg

– То есть, в вашей коллекции есть работы и белорусских, и зарубежных авторов?

– Зарубежных художников у меня совсем немного, в основном всё-таки белорусские. Несколько работ я приобрела на аукционе «eBay» в Германии. Это не профессиональный аукцион, но, как показала практика, там нередко сидят люди – «ловцы удачи» – которые стремятся отыскать качественное искусство по низким ценам.

Одна из приобретённых таким образом картин близка мне эстетически и по духу, поскольку выполнена в модернистском ключе, а другую я могу назвать своей любимой, поскольку она всегда вызывает у меня много вопросов. Ещё одна из моих любимых работ – «Полоса на дне бассейна» Анны Ковшар, которая создаёт не только живопись, но также стихи и графические работы. 

интервью 2.jpg

– Каким образом вы находите работы для своей коллекции?

– Я хожу на выставки, отмечаю для себя то, что мне нравится, а потом наблюдаю за художниками. Иногда стоит не сразу покупать работы, а подождать некоторое время, чтобы увидеть рост и развитие художника, его перспективы: в моей коллекционерской практике такие случаи были. Для меня, и для многих других коллекционеров, самое захватывающее и интересное – покупать молодых авторов, пока они ещё не дорого стоят, а затем возрастают в цене. Но случалось и такое, что последующие этапы творчества того или иного автора переставали нравится со временем и я прекращала приобретать их произведения.

В списке работ, которые я хочу купить, есть работы художников, ещё не выставлявшихся в галереях – о них я узнаю в мастерских или в интернете. Например, во время пандемии на Facebook появилась группа «123», где выставлялись на продажу работы белорусских авторов.

– И напоследок я бы хотела спросить вас о самом главном принципе интеграции искусства в интерьер, которым вы можете поделиться с нашей аудиторией.

– Самое главное правило, которое я определила для себя в результате наработанной практики, заключается в том, что между произведением искусства и его владельцем должна возникнуть эмоциональная связь. Причём она случается не всегда с первого взгляда, поэтому, поэтому, при возможности, лучше всего с работой «пожить» какое-то время в одном пространстве и изучить собственный отклик на неё. Остальные правила уже вторичны и могут варьироваться в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних потребностей коллекционера – каждый случай индивидуален. 

интервью 3.jpg

Благодарим салон «Rooms» за сотрудничество. 

Фото: Максим Шумилин